Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля
Поздравления командира корабля

 

На аэродроме Чкаловский базировалась 8-я авиационная дивизия особого назначения (8 адон, созданная в 1992 году на основе 10-й ОКАБОН, до 1960 года 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения), расформированная в 2009 году. В 2009 году вместо 8 адон была создана 6991 авиавоздушная база (6991 АвБ, 1 разряда). С 1.12.2010 6991 АвБ вливается в состав 6955 АвБ (Мигалово, с 2010 – 8 ВТАП) и в Чкаловском создается 800 АвБ 2 разряда.  

В далеком 1927 году на Центральном аэродроме ВВС в Москве было сформировано авиационное звено особого назначения, преобразованное вскоре в отряд. Именно с этого звена и можно вести историю 8-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (сокращенно АКДОН).  Сразу после того, как в Щёлково закончили строительство нового аэродрома (который сейчас называется Чкаловским), “секретное” звено передислоцируется туда. На вооружении вновь созданного отряда тогда находились самолеты ТБ-1 (АНТ-4), Р-5 – одни из первых тяжелых воздушных судов советских ВВС. Начальником отряда был назначен С. А.Шестаков, который известен своим перелетом Москва – Токио – Москва, протяженностью 22 тысячи километров на самолете АНТ-3.

 

8-я Авиационная Краснознаменная Дивизия Особого Назначения

8-я Авиационная Краснознаменная Дивизия Особого Назначения

 

В 1939 году состоялись первые боевые испытания эскадрильи. Начало было положено участием в военных действиях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол. Осенью 1939 года началась советско-финская война. Доставка продовольствия, боеприпасов, почты, эвакуация раненых в сложных условиях была возложена на отдельную эскадрилью. Уже во время «финских событий» подразделение начинает развертывание как отдельный авиационно-транспортный полк особого назначения. В ходе ведения боевых действий роль и значение транспортной авиации оказались настолько велики, что возникла явная необходимость формирования соединения.

     Авиационная дивизия была сформирована 6 октября 1942 года, командиром назначен полковник Виктор Грачев. В период Великой Отечественной войны экипажами дивизии было выполнено более 80 тысяч боевых вылетов, переброшено по воздуху 290 тысяч военнослужащих и более 26 тысяч тонн грузов. В 1945 году авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а командиру АДОН генерал-майору авиации Виктору Грачеву присвоено звание Героя Советского Союза, более 5.000 «адоновцев» были награждены орденами и медалями.
     Неудивительно, что именно этой дивизии доверяли особо важные задания правительства. Как и вчера, на сегодняшний день не существует другой дивизии, которая по своему составу и назначению могла бы сравниться с 8-й авиационной Краснознаменной дивизией особого назначения. Слова «особого назначения» в названии соединения полностью соответствуют особым задачам, которые решаются 8-й АКДОН.
    Экипажам дивизии доверена перевозка руководящего состава Вооруженных Сил РФ. Одна из основных задач – доставка автомобилей президента для обеспечения визитов в различные страны. Дивизия выполняет сообщение с воздушными базами и группировками российских войск на территории стран СНГ, осуществляя транспортировку личного состава и почтовые перевозки. Зачастую экипажи дивизии выполняют внезапно возникающие задачи по перевозке грузов, пассажиров. Наравне со службами МЧС выполняется помощь другим странам в случае чрезвычайных ситуаций. Экипажи осуществляют перевозку людей при проведении антитеррористических операций. В частности, в Беслан была доставлена группа «Альфа». Отдельные задачи, выполняемые личным составом дивизии по перевозке грузов и «особых» людей, – засекречены. За успешное выполнение заданий личному составу дивизии было вручено свыше 1.000 орденов и 8.000 медалей. В авиационном соединении в разное время служили дважды Герои Советского Союза Павел Плотников, Муса Гареев, восемь Героев Советского Союза, заслуженные военные летчики, штурманы и военные специалисты. Регионы выполнения задач экипажами 8-й АКДОН простираются по всему миру. К тому, чтобы выполнять задачи особой важности, передавать лучшие традиции и растить высококлассных специалистов, соединение и его личный состав неустанно шли все эти годы.

 

Чкаловский аэродром

Чкаловский аэродром

 

 Экипажи дивизии обеспечивают правительственные перелеты на международные конференции: 1943 год – в Тегеране, 1945 год – в Ялте, Сан-Франциско, Потсдаме, 1946 год – в Париже. Как попал Сталин в Тегеран в 1943 году, тогда не знал никто.

     В 1948 году подразделения 8-й АКДОН оказывают помощь населению Ашхабада, пострадавшему от землетрясения.
     В 1948-1950 годах 49 экипажей участвуют в научной программе изучения Северного Ледовитого океана: командиры кораблей капитан Макаров Д.А. и капитан Севастьянов И.Г. за проявленные мужество и героизм при выполнении заданий удостоены звания Героя Советского Союза.
     Первые полеты в сложных метеоусловиях и ночью проводились экипажами дивизии в 1950 году. Впервые в ВВС членам конструкторской группы присвоены звания «Военный летчик 1-го класса».
     С 21 февраля 1950 года дивизия имеет наименование «2-я авиационная Краснознаменная дивизия особого назначения». Летный состав дивизии выполняет правительственные задания, производит воздушную разведку для будущего строительства космодрома Байконур, участвует в подготовке испытаний первого искусственного спутника земли, обслуживает делегации стран – участниц Варшавского договора.

 Снежная зима 1939-1940 годов многому научила наших авиаторов. Именно тогда они впервые начали сброс грузов в мягкой упаковке, впервые при обслуживании самолетов стали использовать ватные чехлы для двигателей, позволяющие в течение 30-40 минут с помощью специальных средств воздушного подогрева прогреть их. Взлет нагруженных машин с необорудованных аэродромов облегчали с помощью своеобразных горок из еловых веток, смазанных отработанным маслом, и лыж, закрепленных на шасси.  В годы Великой Отечественной войны Чкаловская дивизия занималась обеспечением всем необходимым передовых частей Красной армии, выполняла особо важные задания Центрального Комитета партии и Правительства, доставляла боеприпасы и оружие партизанам. Уже 22 июня 1941 года полковник В.Г Грачев на самолете ДС-3 перевез в Минск маршала Советского Союза Б.М.Шапошникова, а старший лейтенант Е.А. Смирнов доставил в Киев начальника Генштаба Г.К. Жукова.  Всего с начала войны по октябрь 1942 года полк (преобразованный в 42-м в дивизию) произвел 30 000 самолетовылетов, перевез более миллиона человек и 8 500 тонн груза. К январю 1944 года в дивизии насчитывалось уже 92 транспортных самолета.  Особенно отличились летчики дивизии, когда доставляли грузы для окруженных в районе Вязьмы 19-й, 20-й и 32-й советских армии. Причем, подчас делали это под шквальным пулеметным огнем. Однажды экипаж ст. лейтенанта В.П. Черноусенко приземлился на аэродром Двоевка. Оглядевшись по сторонам и увидев немецкие танки, командир вдруг, что помощь уже нашим бойцам не нужна – аэродром захвачен. Реакция Черноусенко была незамедлительной: он дал газ и с ходу, на глазах растерявшихся немцев, пошел на взлет. И вскоре благополучно вернулся на базу.  Работы у летчиков хватало. В декабре 1943 года экипажи В.Г.Грачева и Ф.В.Асафьева доставили в Тегеран делегацию для участия в конференции 3-х Великих держав. В числе пассажиров был и Иосиф Сталин, впервые решившийся на такой перелет. А экипаж А.С.Шорникова буквально спас будущего президента Югославии Тито, когда тот был окружен со своими войсками фашистскими карателями. Уже в конце войны 9 экипажей обеспечили доставку членов делегаций и корреспонденции в Ялту на Крымскую конференцию в Ялте. А после победы 13 экипажей во главе с В.Г.Грачевым вывозили делегации в Потсдам.  За образцовое выполнение боевых заданий 18 августа 1945 года дивизия была награждена орденом Красного Знамени. А командир АДОН генерал-майор В.Г.Грачев получил звание Героя Советского Союза.  В мирное время у дивизии тоже нашлось не мало заданий, которые можно было сравнить с боевыми. Так, в октябре 1948 года летчики из Чкаловского приняли участие в оказании помощи населению Ашхабада, пострадавшему от землетрясения.  В 1948-1950 годах 49 экипажей выполняли задание по изучению Побережья Северного Ледовитого океана, причем выполняли посадку прямо на лед. А в 1957 году первую советскую космическую ракету доставили именно пилоты Чкаловской дивизии. Затем они летали во Вьетнам и Анголу, Египет и на Кубу. Лётчики-ветераны А. Пoтрясов, Л. Пронников, П. Шамин провели за штурвалом более 10 тысяч часов, то есть четыреста дней.  В июне 1960 года на базе дивизии создана 10-ая отдельная Краснознаменная авиационная бригада особого назначения ВВС. Это было связано с тем, что Никита Хрущев решил реформировать советские Вооруженные Силы. Лишь через 21 год дивизия была воссоздана вновь. Ее командиром тогда был назначен генерал-майор авиации К.А.Викторов, создавший свою школу летного мастерства. До сегодняшнего дня многие “акдоновцы” с гордостью произносят фразу “летать по-викторовски”.  Попасть в Чкаловскую дивизию – огромная честь. Поэтому здесь служат только самые лучшие. А некоторые даже попадают в космонавты, такие, как например, Сергей Волков, служивший в 8-й авиационной дивизии особого назначения старшим летчиком, помощником командира корабля Ил-76. Правда, его отец – Александр Волков три раза летал в космос. Если вы думаете, что отец помог сыну, то зря. Кумовство в космосе не приветствуется. Сейчас Волков-младший утвержден в качестве командира 17-й экспедиции на МКС (МКС-17) и командира корабля “Союз-ТМА-12″, старт которого запланирован на апрель 2008 года.  Для экипажей 8-й дивизии рискованные полеты – будничное явление. И сейчас дивизия находится в постоянном режиме боевой готовности. Боевое дежурство по литеру “А” в системе “Кавказ” обеспечивают шесть экипажей самолетов ИЛ-62М и ТУ-154. Особенно отличился 2-й полк дивизии, выполнявший боевую задачу на Северном Кавказе.

За это время было перевезено более 15.000 военнослужащих.  До преобразования в составе АКДОН было три полка, подразделения обеспечения и обслуживания, а также 206-я авиационная база особого назначения. С декабря 2001 года соединением командовал генерал-майор В.Г.Беляев, опытный летчик, не раз летавший в “горячие точки”. В боевом составе дивизии – пассажирские и транспортные самолеты. Часть из них, учитывая запросы высокопоставленных пассажиров, оборудована специальными средствами связи. В случае войны именно с этих машин будут управлять войсками и оружием высшие военно-политические руководители России.

 

6 октября 2007 года 8-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (8-й АКДОН) исполнилось 65 лет со дня образования. По этому случаю днем раньше на территории аэродрома Чкаловский прошли праздничные мероприятия. В завершение праздника состоялось торжественное открытие комнаты боевой славы. На юбилейном празднике присутствовали личный состав, командование дивизии во главе с генерал-майором Владимиром Беляевым, ветераны-акдоновцы, а также представители Московской областной думы и местной администрации.

      Праздник открылся торжественным собранием в гарнизонном Доме офицеров. После официальной части и награждения личного состава и ветеранов 8-й АКДОН ценными подарками соединение принимало поздравления от Ансамбля песни и пляски ВВС. Особенным событием для всех «акдоновцев» стало открытие комнаты боевой славы, в которой постарались воссоздать летопись заслуг и подвигов личного состава за всю историю существования дивизии. Почетное право перерезать ленточку командир дивизии генерал-майор Владимир Беляев предоставил ветерану соединения генерал-майору авиации Константину Викторову, который 31 декабря 1981 года первым возглавил 8-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения, сформированную на базе 10-й отдельной Краснознаменной авиационной бригады особого назначения. Однако настоящая история боевой славы началась задолго до этого.

 

Использованы материалы статьи Алексей ГАЛАНИН и Александра Александрова («Красная звезда»)


Источник: http://shcelkovo.ru/8akdon/


Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля

Поздравления командира корабля