Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Библиотека по цветоводствупредыдущая главасодержаниеследующая глава

Настоящим праздником красоты, школой хорошего вкуса становятся выставки цветов, смотры и конкурсы букетов, приобщающие своих посетителей к искусству цветочной аранжировки.

Устроителями выставки могут быть садово-парковые хозяйства, общества охраны природы, ботанические сады и другие учреждения и организации, занимающиеся выращиванием цветов, их охраной и аранжировками.

Чтобы выставки были интересны и поучительны, организаторам их следует провести большую подготовительную работу. Прежде всего необходимо наметить постоянный выставочный оргкомитет. В его состав входят представители организаций-устроителей выставки, цветоводы, художники или ландшафтные архитекторы, а также художественный руководитель, он же главный оформитель выставки.

Оргкомитет разрабатывает «Положение по выставке», определяет права и обязанности участников, художественного руководителя и директора, намечает жюри. Задача художественного руководителя — осуществление идейно-художественного решения выставки. Он готовит проект оформления в целом, согласовывает его с участниками, помогает в оформлении отдельных экспозиций, ведет строгий отбор экспонатов. Директор выставки занимается вопросами административно-хозяйственного характера.

В состав жюри в зависимости от темы выставки входят ботаники, опытные цветоводы, художники, искусствоведы, представители общества охраны природы. Жюри определяет порядок оценки (в баллах) представленных экспонатов. Например, при рассмотрении конкурсных букетов и композиций задача жюри выявить художественную ценность экспоната, его выразительность, оригинальность темы, соответствие девизу, правилам композиции, качество материала и мастерство выполнения. За последнее время на конкурсах появились монументальные работы, больших размеров, их скорее можно отнести к работам художников-дизайнеров. Такие работы должны идти вне конкурса или их следует отнести в следующую группу, но не считать лидерами конкурса. Миниатюрные букеты тоже должны иметь свою систему оценки. В павильоне «Цветоводство и озеленение» ВДНХ СССР, на выставках цветов в Ленинграде композиции оцениваются, как правило, по 10-балльной системе.

Коммунальные предприятия Литвы, где проходят профессиональные конкурсы — соревнования работников хозяйств в умении создавать букеты, корзины цветов, детские букеты, траурные композиции из своей продукции, разработали правила организации таких конкурсов и оценивают их по 100-балльной системе.

Оргкомитет принимает выставку, конкурс букетов у художественного руководителя и директора за день до ее официального открытия. Жюри оценивает выставку до ее открытия и перед закрытием.

Практические советы участникам и руководителям выставок цветов и конкурсов букетов. Ниже приведены рекомендации, одни из которых могут быть полезны участникам, а другие — руководителям выставок.

  • На выставке могут быть представлены только свежие цветы, поэтому, собирая их в хозяйстве или в саду, отбирайте самые устойчивые виды. Например, зная, что срезанный адиантум быстро увядает даже при специальной обработке, не следует его ставить в аранжировку.
  • Весь материал после срезки на участке, перед тем как отправить на выставку, обязательно поставьте на «отдых» глубоко в воду на несколько часов, а лучше на ночь.
  • Существуют специальные правила транспортировки цветов из хозяйств, установленные Министерством коммунального хозяйства. Любителям цветов важно знать, что срезанные розы, гвоздики, тюльпаны надо упаковывать в бумагу, в коробки плотно, а георгины, например, укладывать очень свободно, чтобы не помялись лепестки. Гладиолусы, лилии собирайте группами, вертикально, закладывая цветок за цветок, чтобы не испортить венчики, бутоны. В коробки их не вкладывают, а связывают несколько штук вместе, укрывают пленкой, тканью, бумагой.
  • Существуют специальные правила транспортировки цветов из хозяйств, установленные Министерством коммунального хозяйства. Любителям цветов важно знать, что срезанные розы, гвоздики, тюльпаны надо упаковывать в бумагу, в коробки плотно, а георгины, например, укладывать очень свободно, чтобы не помялись лепестки. Гладиолусы, лилии собирайте группами, вертикально, закладывая цветок за цветок, чтобы не испортить венчики, бутоны. В коробки их не вкладывают, а связывают несколько штук вместе, укрывают пленкой, тканью, бумагой.
  • Необходимо помнить методы ухода за срезанными цветами и выполнять их в выставочном зале. Доставленным в выставочный зал цветам предоставьте «отдых» не менее двух часов, а лучше в течение ночи. Пользуйтесь в работе препаратами, способствующими продлению жизни срезанных цветов. Имейте с собой карболен, пульверизатор, пластилин (оконную замазку), воск, проволоку, удлинители для стеблей, полиэтиленовую пленку, секатор, емкости для воды, держатели для цветов и вазы.
  • На выставке пол, где будете собирать экспозиции, затяните полиэтиленовой пленкой, швы проклейте лейкопластырем и только тогда ставьте емкости с водой, обрабатывайте цветы, ветки, закладывайте отведенное пространство пола мхом или торфом, устанавливайте подставки, укрепляйте конструкции и т. д. Обрезки стеблей, листья и другие отходы собирайте в полиэтиленовые пакеты.
  • Для показа срезанных нарциссов, гиацинтов, тюльпанов, роз, гвоздик, амариллисов и других цветов пользуйтесь стеклянной прозрачной посудой типа лабораторной, стаканами, колбами, цилиндрами.
  • Срезанные цветы в стеклянной посуде расставляйте на низких квадратных небольших столах размерами 7575x60 см, на низких подиумах или кубах так, чтобы цветы и этикетки хорошо просматривались. Столы могут быть черными, подиумы и кубы, как правило, белыми. Кубы собирайте из древесных материалов размерами 25×25×20 см, 35×35×35 см, 20×20×25 см, 20×20×50 см, 25×25×70 см, 25×25×100 см. На верхнюю часть кубов под вазы накладывайте стекло.
  • Столы, подиумы в выставочном зале расставляйте на подготовленном фоне — газоне, торфе и др., по движению потоков посетителей выставки, разновысокие кубы устанавливайте у стен. Вместо кубов, в зависимости от задуманного оформления, используйте срезы стволов березы, сосны диаметром 25 см и больше, высотой 40, 50, 60 см, пустотелые пни и другие формы из металлической ленты, прутка.
  • При составлении любой композиции, зная свой материал, в первую очередь сами оценивайте свою работу — проверяйте себя. Все ли в выбранной конструкции в аранжировке соответствует основным элементам гармонии? Как решена композиция в цветовой гамме, может ли задуманная тема быть оригинальной и найдет ли в ней жюри индивидуальность? Будет ли отмечено мастерство исполнения и качество материала? И наконец, соответствует ли девиз композиции, замыслу ее выполнения, выбранной вазе, растениям?
  • Порепетируйте заранее некоторые композиции. Цветы для таких букетов возьмите в связке и так доставьте на выставку, чтобы ускорить составление аранжировки.
  • Посетителей выставки всегда интересуют названия растений, сортов. Они также задумываются у девизов тематических букетов, постигая их смысл. Поэтому тщательно следите за правильностью написания названий растений на этикетках, выполняя их аккуратно и грамотно, на красивой бумаге. Выбор девиза для букетов и композиций — процесс творческий, к воплощению замысла надо готовиться. Букеты без девизов тоже могут радовать посетителей изяществом линий, гармонией формы и цвета. Бывает, что выставка имеет главный девиз, букеты идут под номерами и посетители сами дают наименование букетам.
  • Разнообразьте формы работы выставок, организовывая конкурсы на лучший подарочный букет, букет невесте и другие аранжировки. Можно провести конкурс композиций, например только из гвоздик, разложенных на столах в подготовленных для этого корзиночках, вазах. Укажите время на их выполнение.
  • Если в выставке, в конкурсе на лучший букет наряду с опытными мастерами участвуют слушатели курсов аранжировки, выделяйте их работы в отдельную группу.
  • При оформлении выставки, размещении отдельных элементов, групп, экспозиций учитывайте нарастающий интерес темы. Это важно для организации потока движения посетителей. Центральным пятном является главный девиз выставки.
  • Не забывайте, что выставка цветов в экспозиции, на стенде строится по тем же правилам композиции, как и создание букета.
  • Думайте о фонах — это могут быть и стены, и пол. Есть примеры, когда в экспозиции были показаны цветы, растения в гармоничном контрасте, в сочетании цветов только оранжевых и синих оттенков с последующей заменой в переходящей гамме оттенков от фиолетовых до светло-сиреневых. В качестве емкости использовалось лабораторное стекло. Стены были затянуты серой тканью, пол покрыт торфом, подставки под вазы — бутовый камень.
  • Если в выставке кроме широкой демонстрации сортов цветов предусмотрен конкурс на лучший букет, композицию, выделите эти экспонаты в зале в отдельную группу и расставьте так, чтобы они не перекрывали друг друга и были обозреваемы со всех сторон. Когда демонстрируют только тематические букеты, оформляйте выставочный зал дополнительно декоративно-лиственными растениями, для создания для них фона стены затяните тканями. Ставить композиции из живых цветов на фоне окон нельзя, так как они будут смотреться силуэтом. Такой прием на специально подготовленных фонах с внутренней подсветкой можно использовать для силуэтных композиций из сухих цветов, природной скульптуры.
  • В начале конкурса на лучшую аранжировку укажите на конверте под букетом порядковый номер и его девиз и только по окончании работы жюри замените конверт на этикетку с девизом и фамилией автора.
  • Не кладите этикетки на растения, лучше всего располагать их спереди и чуть вправо от экспоната.
  • В период работы выставки, особенно в вечернее время, цветы опрыскивайте водой, прикрывая затем влажной бумагой. Розы обязательно вынимайте из ваз, закрывайте полностью каждый цветок, бутон бумагой и помещайте на «отдых» глубоко в воду. Увядшие цветы с экспозиции убирайте и заменяйте свежими. Если они представляют особую ценность, оживляйте известными методами. Воду ежедневно меняйте, вазы тщательно мойте.
  • На выставке пол, где будете собирать экспозиции, затяните полиэтиленовой пленкой, швы проклейте лейкопластырем и только тогда ставьте емкости с водой, обрабатывайте цветы, ветки, закладывайте отведенное пространство пола мхом или торфом, устанавливайте подставки, укрепляйте конструкции и т. д. Обрезки стеблей, листья и другие отходы собирайте в полиэтиленовые пакеты.
  • Для показа срезанных нарциссов, гиацинтов, тюльпанов, роз, гвоздик, амариллисов и других цветов пользуйтесь стеклянной прозрачной посудой типа лабораторной, стаканами, колбами, цилиндрами.
  • Срезанные цветы в стеклянной посуде расставляйте на низких квадратных небольших столах размерами 75×75×60 см, на низких подиумах или кубах так, чтобы цветы и этикетки хорошо просматривались. Столы могут быть черными, подиумы и кубы, как правило, белыми. Кубы собирайте из древесных материалов размерами 25×25×20 см, 35×35×35 см, 20×20×25 см, 20×20×50 см, 25×25×70 см, 25×25×100 см. На верхнюю часть кубов под вазы накладывайте стекло.
  • Столы, подиумы в выставочном зале расставляйте на подготовленном фоне — газоне, торфе и др., по движению потоков посетителей выставки, разновысокие кубы устанавливайте у стен. Вместо кубов, в зависимости от задуманного оформления, используйте срезы стволов березы, сосны диаметром 25 см и больше, высотой 40, 50, 60 см, пустотелые пни и другие формы из металлической ленты, прутка.
  • При составлении любой композиции, зная свой материал, в первую очередь сами оценивайте свою работу — проверяйте себя. Все ли в выбранной конструкции в аранжировке соответствует основным элементам гармонии? Как решена композиция в цветовой гамме, может ли задуманная тема быть оригинальной и найдет ли в ней жюри индивидуальность? Будет ли отмечено мастерство исполнения и качество материала? И наконец, соответствует ли девиз композиции, замыслу ее выполнения, выбранной вазе, растениям?
  • Порепетируйте заранее некоторые композиции. Цветы для таких букетов возьмите в связке и так доставьте на выставку, чтобы ускорить составление аранжировки.
  • Посетителей выставки всегда интересуют названия растений, сортов. Они также задумываются у девизов тематических букетов, постигая их смысл. Поэтому тщательно следите за правильностью написания названий растений на этикетках, выполняя их аккуратно и грамотно, на красивой бумаге. Выбор девиза для букетов и композиций — процесс творческий, к воплощению замысла надо готовиться. Букеты без девизов тоже могут радовать посетителей изяществом линий, гармонией формы и цвета. Бывает, что выставка имеет главный девиз, букеты идут под номерами и посетители сами дают наименование букетам.
  • Разнообразьте формы работы выставок, организовывая конкурсы на лучший подарочный букет, букет невесте и другие аранжировки. Можно провести конкурс композиций, например только из гвоздик, разложенных на столах в подготовленных для этого корзиночках, вазах. Укажите время на их выполнение.
  • Если в выставке, в конкурсе на лучший букет наряду с опытными мастерами участвуют слушатели курсов аранжировки, выделяйте их работы в отдельную группу.
  • При оформлении выставки, размещении отдельных элементов, групп, экспозиций учитывайте нарастающий интерес темы. Это важно для организации потока движения посетителей. Центральным пятном является главный девиз выставки.
  • Не забывайте, что выставка цветов в экспозиции, на стенде строшся по тем же правилам композиции, как и создание букета.
  • Думайте о фонах — это могут быть и стены, и пол. Есть примеры, когда в экспозиции были показаны цветы, растения в гармоничном контрасте, в сочетании цветов только оранжевых и синих оттенков с последующей заменой в переходящей гамме оттенков от фиолетовых до светло-сиреневых. В качестве емкости использовалось лабораторное стекло. Стены были затянуты серой тканью, пол покрыт торфом, подставки под вазы — бутовый камень.
  • Если в выставке кроме широкой демонстрации сортов цветов предусмотрен конкурс на лучший букет, композицию, выделите эти экспонаты в зале в отдельную группу и расставьте так, чтобы они не перекрывали друг друга и были обозреваемы со всех сторон. Когда демонстрируют только тематические букеты, оформляйте выставочный зал дополнительно декоративно-лиственными растениями, для создания для них фона стены затяните тканями. Ставить композиции из живых цветов на фоне окон нельзя, так как они будут смотреться силуэтом. Такой прием на специально подготовленных фонах с внутренней подсветкой можно использовать для силуэтных композиций из сухих цветов, природной скульптуры.
  • В начале конкурса на лучшую аранжировку укажите на конверте под букетом порядковый номер и его девиз и только по окончании работы жюри замените конверт на этикетку с девизом и фамилией автора.
  • Не кладите этикетки на растения, лучше всего располагать их спереди и чуть вправо от экспоната.
  • В период работы выставки, особенно в вечернее время, цветы опрыскивайте водой, прикрывая затем влажной бумагой. Розы обязательно вынимайте из ваз, закрывайте полностью каждый цветок, бутон бумагой и помещайте на «отдых» глубоко в воду. Увядшие цветы с экспозиции убирайте и заменяйте свежими. Если они представляют особую ценность, оживляйте известными методами. Воду ежедневно меняйте, вазы тщательно мойте.

Художественный руководитель, воплотив идею выставки в тематическом показе, размещении отдельных стендов участников, может добавить в оформление некоторые «нейтральные» элементы, объединяющие выставку. Например, можно осуществить расстановку в каком-то ритме в выставочном зале подставок для цветов одного образца, группы напольных ваз с ветками, цветами, одной формы настенных решеток для лиан или включить в оформление подвесные макраме с цветами.

Важно, чтобы помещение для выставки цветов было просторным, хорошо проветриваемым, светлым, с дневным светом. Люминесцентные лампы искажают натуральные оттенки цветов, и впечатление от выставки теряется, следует заменять их по возможности электрическими лампами накаливания. К стендам следует устанавливать прожектора, фотолампы, софиты. Стены выставочных залов должны быть светлых тонов, лучше светло-зеленого, светло-серого цвета.

Для развешивания стендов, другого оформления заранее на стенах укрепляют металлические крючки, горизонтальные стержни у потолка. Не следует забывать об электрических розетках, удобных для подключения съемочной аппаратуры и подсветок. Окна должны иметь устройства для проветривания, солнцезащитные шторы. Необходимо предусмотреть подачу в выставочный зал кондиционированного воздуха.

Цветы в фарфоровой плошке на кофейном столе
Цветы в фарфоровой плошке на кофейном столе

В дни работы выставки необходимо организовать для посетителей консультации, встречи специалистов по обмену опытом, иметь книгу пожеланий. На выставке цветов уместно иметь фотографии ее экспозиций, схемы, диаграммы, плакаты с краткими данными о выставке, о производстве цветов и др., специальные буклеты, тематические открытки. Следует побеспокоиться о нагрудных значках для участников выставки с ее эмблемой, организовать продажу специальной литературы, срезанных цветов, семян, инвентаря. Оргкомитет отмечает участников выставки дипломами, памятными подарками и сувенирами. Иногда в качестве поощрения участников выставок цветов в Ленинграде организуются экскурсии в Москву, Киев, города Прибалтики.

Выставки цветов, смотры, конкурсы предоставляют широкие возможности для творческой фантазии участников и устроителей и пропагандируют достижения в области декоративного цветоводства.

Примеры тематических выставок, конкурсов. В марте 1973 года в павильоне Росси сада Ленинградского городского дворца пионеров и школьников им. А. А. Жданова была открыта выставка на тему всеми любимой весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Называлась выставка «В заповедном лесу в Берендеевом царстве». Юные авторы — школьники, члены кружка цветоводов-декораторов под руководством И. С. Утенко представили на выставку сто работ. Это были зимние букеты, композиции из сухих цветов, веток, трав, колосьев, шишек, трутовиков, сухих водных растении с девизами из сказки: «Девичий хоровод», «Лель и девушки», «Мудрый лес», «Шапка-берендейка», «Ярило-солнце», «Седая трава много сказок знает» и др. Павильон Росси был превращен в замшелый лес с причудливыми деревьями, корягами, моховыми кочками и букетами, размещенными только на срезанных березовых стволах. Отдельные уголки выставки, букеты высвечивались софитами, прожекторами (прочее электроосвещение и дневной свет отсутствовали). Эффект Берендеева царства был неоспорим! Выставка экспонировалась в Москве, в павильоне «Юные натуралисты и техники» ВДНХ СССР, и была отмечена высшими наградами.

Примером тематической выставки может быть экспозиция, посвященная цветочному оформлению интерьеров, открытая в выставочном зале Дома природы в Ленинграде весной 1986 года. Участок декоративного оформления городского треста эксплуатации зеленых насаждений отчитывался за 10-летний период своей работы. Выставка «Природа в интерьере» привлекала внимание посетителей новизной темы, ее актуальностью, оформлением. На ней можно было получить практические советы. В первом зале были представлены фрагменты оформления фойе, холлов, игровых комнат детских Всадиков, зимних садов декоративно-лиственными, оранжерейноцветущими и срезанными цветами. На выставке отдельные садики были выложены по полу кантами из колотого мрамора, бутового камня, коры деревьев в виде стационарных цветочниц. Демонстрировались емкости из пеноцемента, переносные керамические вазы различных форм и размеров с высаженными в них яркими цветами. Отдельные уголки выставки показывали, как можно оформить стены корой, циновками из тростника, мхом, художественно закрепленными на них лианами и цветущими растениями. Привлекали внимание бассейн, уголок тропических растений и миниатюрный садик в японском духе. Второй зал выставки был отведен под экспонаты из дерева, макраме, плетению из ивовых прутьев. Здесь можно было видеть примеры оформления детских площадок с использованием сухой древесины — пней, корней, спилов, с вырезанными из дерева фигурками зверей, сказочных богатырей. При входе в этот зал по центру на огромном ажурном плетении — панно-макраме из сезалевого волокна — был подвешен большой букет из крупных фантастических цветов на коряге.

Выставка, ее художественная простота, изысканный вкус показали продуманность темы, талантливое решение всей экспозиции. В этом большая заслуга коллектива участка и оформителя выставки В. М. Власова.

С 17 по 20 сентября 1987 года в Москве во Дворце спорта в Лужниках проходил первый всесоюзный «Праздник цветов-87», посвященный 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. В «Празднике цветов-87» участвовали команды (в каждой по 5 человек) 15 союзных республик, городов Москвы и Ленин, града и стран — членов СЭВ.

Смотр-конкурс на составление цветочных композиций — главное торжественное мероприятие праздника. Он состоял из двух туров, каждый из которых включал по три работы. В первом туре принимали участие команды союзных республик, Москвы и Ленинграда, во втором — команды стран — членов СЭВ и сборная СССР, состоявшая из 20 лучших участников, отобранных после двух предыдущих дней конкурса.

Сцена со столами для работы аранжировщиков нависала над частью ледовой арены стадиона.

Первая конкурсная работа — «Композиция в корзине» выполнялась за 1 ч до начала концертной программы. На ее составление отводилось 45 мин. Основные цветы — розы или гвоздики. Выполнив композицию, участник устанавливал ее около стола на приготовленной подставке.

Вторая работа с девизом «Букет ветерану» выполнялась в присутствии публики во время первой части концертной программы. На составление букета из любых цветов отводилось 25 мин. К готовому букету участник конкурса прикреплял свой номер и передавал букет маленьким фигуристам, которые демонстрировали его жюри и зрителям.

«Гармоничный контраст» Ноготки и васильки в керамической вазе
«Гармоничный контраст» Ноготки и васильки в керамической вазе

Третья работа — свободная аранжировка под девизом «Салют Москве». Участник конкурса самостоятельно выбирал форму работы и ее расположение, но композиция должна была уместиться на предназначенной для нее площадке. Ее нельзя было располагать на сцене, а также использовать для нее фон. На ее изготовление отводилось 45 мин.

Во втором туре тема первой работы оставалась прежней — «Композиция в корзине», но советские участники меняли цветы (вместо роз брали гвоздики, и наоборот). Вторая работа под девизом «Букет для мамы» составлялась из любых цветов. Для третьей работы — свободной аранжировки с девизом «Здравствуй, мир, здравствуй, друг!» участник конкурса мог использовать материал по собственному усмотрению. Во время создания композиции исполнялась песня с тем же названием.

После окончания конкурса зрителям предоставлялась возможность рассмотреть конкурсные работы с близкого расстояния в специальном зале.

В конкурсе букетов на «Празднике цветов-87» в Москве принимали участие ленинградцы Т. С. Гричачина, О. Е. Гришина, И. С, Утенко, В. А, Бермяков, В, М. Власов и В. П, Кулешов.

предыдущая главасодержаниеследующая глава

GoogleБиблиотека по цветоводствуБиблиотека по цветоводству


Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс

Оформление этикетки на конкурс